Стоит ли бояться мелких дефектов, если вы любите винтаж?
Вопрос, вынесенный в название, на самом деле, ключевой, потому что если в вещах вам важна абсолютная свежесть и безупречность, то вы просто не будете носить винтаж.
Вопрос, вынесенный в название, на самом деле, ключевой, потому что если в вещах вам важна абсолютная свежесть и безупречность, то вы просто не будете носить винтаж. Потому что винтаж – это по определению одежда с какой-то историей и со следами этой истории. Даже новые вещи, которые никогда не носили, провисев в шкафу и полежав на складе 30-40-50 лет, приобретают пятна загадочного происхождения, их декор ветшает, а если вещь из шерсти или меха – до нее почти непременно доберется моль. А значит, останутся дырки – если повезет, маленькие и незаметные, если нет – побольше и вполне заметные.
Что же говорить про вещи, которые носили – дырки, прожженные сигаретой, распоротые швы, пятна от красного вина, от пирожного или от духов, то есть всех радостей жизни, оставляют на них следы.
Как следует поступать со всем этим? Продавцы винтажа обычно приводят вещи в порядок, прежде чем их продавать: относят в чистку, реставрируют и в процессе принимают ряд решений. Например, восстанавливать ли утерянный декор в новых материалах? Иными словами, стоит ли вместо отвалившихся стразов приклеивать новые, вместо порвавшегося кружева пришивать новое, и заменять истертый на карманах бархат свежим, точно таким же. А также стоит ли вообще выставлять вот этот восхитительный шелковый пиджак Yves Saint Laurent, если на нем есть невыводимое пятно.
Тут многое зависит от масштабов потерь. Если отвалилась пара мелких стразов – все можно вообще так и оставить. Так же, как и некоторое количество неотчистившихся пятен и мелких дырочек от моли. Все это – следы истории и времени, а именно историю вы и покупаете в случае винтажного наряда. Как не принято дорисовывать старые картины, если какая-то их часть утрачена, так и не принято подвергать винтажные вещи масштабной реконструкции. Можно, например, снять старый лак с картины, почистить ее, убрать следы порезов на холсте, но никому не придет в голову дописывать утраченного ангела. Так и масштабные реконструкции винтажных вещей не приняты ни в музейной среде, ни в кругу серьезных винтажных дилеров и коллекционеров.
Что касается мелкого ремонта, то, конечно, распоротые швы должны быть восстановлены, но вот уже в случае дырок от моли все не так просто. Крупные, если это возможно, конечно, лучше убрать с помощью художественной штопки. А вот маленькие можно оставить без всяких проблем, более того, есть особый шик в том, чтобы сохранять мелкие несовершенства. Вещь приобретает искомый исторически вид и благородный флер. Более того, среди действительно модных людей именно следы жизни на вещах считаются cool & chic, а носить абсолютно новые, с иголочки, вещи – претенциозным.
Лучший урок на эту тему преподает любая фэшн-выставка. Если вы внимательно походите среди манекенов в винтажных платьях, вы увидите пятна от вина и заштопанные еще в то время дырочки. И все это делает винтажные вещи уникальными, придает им особое интимное свойство, когда вся жизнь их бывших владельцев, с торжественными ужинами и танцами до упаду, как бы становится вашим достоянием. И это такой бонус владения винтажной коллекцией.
Если же вы хотите чего-то точно такого же, как это винтажное платье Valentino с маленькой дырочкой, но только идеального и безупречного, лучше возьмите современную ткань, его фотографию и пойдите к своей портнихе.
В статье использованы фотографии с сайтов styleclicker.net, hermitagemuseum.org, wallpaper.com, yamoskva.com, glamour.co.uk, themommist.com