Почему без Карла Лагерфельда у нас сейчас не было бы Chanel

22 февраля 2019
Реклама Chanel для журнала Vogue, 1991 год.Реклама Chanel для журнала Vogue, 1991 год.
Карл Лагерфельд, 1983 год.Карл Лагерфельд, 1983 год.
Карл Лагерфельд и Гита Шиллинг в Париже. Фотограф Регина Реланг, 1959 год.Карл Лагерфельд и Гита Шиллинг в Париже. Фотограф Регина Реланг, 1959 год.
Инес де ля Фрессанж и Карл Лагерфельд, 1987 год.Инес де ля Фрессанж и Карл Лагерфельд, 1987 год.
Линда и Кристи в рекламе украшений Chanel, 1991 год.Линда и Кристи в рекламе украшений Chanel, 1991 год.
Линда и Кристи в рекламе Chanel, 1991 год.Линда и Кристи в рекламе Chanel, 1991 год.
Карл в окружении любимых моделей во время показа Chanel, 1990-е годы.Карл в окружении любимых моделей во время показа Chanel, 1990-е годы.

Лагерфельд пришел в Chanel в 1983 году и фактически спас марку именно как дом моды. Кадровое решение Алена Вертхаймера стало одним из блестящих в истории моды.

Габриэль Шанель умерла 10 января 1971 года и занималась новой коллекцией до самой смерти. Есть свидетельства, что она буквально накануне в своей студии что-то исправляла и чуть ли не сама работала ножницами, которые всегда висели у нее на шее.

После ее смерти прошло больше 10 лет, прежде чем владелец Chanel Ален Вертхаймер нанял Карла Лагерфельда, работавшего до этого в Fendi (и эту работу он сохранил до сих пор) Chloé. Лагерфельд пришел в Chanel в 1983 году и фактически спас ее именно как дом моды, потому что после смерти Шанель компания сосредоточилась на выпуске парфюмерии (которая приносила основную прибыль) и продаже аксессуаров. Кутюр вяло повторял дизайн покойной основательницы, показывая год за годом одни и те же знаменитые костюмы “Шанель” с минимальными вариациями, а линия prêt-à-porter была открыта только в 1978 году, когда на готовой одежде уже научились зарабатывать все кутюрные марки. У Chanel были все шансы повторить судьбу легендарных домов, тихо умиравших после смерти своих создателей, как, например, Balenciaga и ряда других. Кадровое решение Алена Вертхаймера стало одним из самых блестящих в истории современной моды.
Что сделал Карл Лагерфельд, чтобы не просто сохранить Chanel, но превратить ее в один из главных фэшн мегабрендов? Во-первых, он тщательно структурировал наследие Габриэль Шанель и выделил четкие коды, которым дом следует в каждой своей коллекции: твид, золото, беж, розовый, черный. А также ключевые предметы, которые постоянно воспроизводятся: маленькое черное платье (не важно, кто его первым придумал, Лагерфельд сумел полностью оставить его за Chanel), твидовый жакет, сумка Chanel 2.55, двуцветные балетки, крупная золотая бижутерия, крупный жемчуг и т.д.
Сейчас это кажется очевидным — все исторические дома говорят про свое ДНК и постоянно работают с узнаваемыми историческими вещами, но Лагерфельд был одним из первых, кто понял силу исторического наследия и провел эту каталогизацию. И в этом, бесспорно, его гениальность если не как дизайнера, то как стратега и маркетолога.
Это было таким блестящим ходом еще и потому, что Шанель фактически стала первым знаменитым кутюрье, понявшим силу униформы — она разработала свой собственный вариант базового гардероба и ее костюм, например, еще в 20-е годы называли “униформа Chanel”. После ее возвращения в 50-е она поступила ровно так же — представила свою собственную “униформу” — новый костюм Chanel. Именно поэтому винтажные вещи Chanel выглядят сегодня так современно — они воспроизводят все тот же золотой идеал Коко Шанель. И с учетом того, что во всем мире цена на винтажную Chanel растет просто на глазах, это одно из самых удачных вложений, особенно в кризис.
Во-вторых, он взял эти коды и радикально омолодил их. Из твида он стал делать чуть ли не гранжевые вещи, знаменитый логотип поставил на самые неожиданные предметы, никак не связанные с миром кутюра и люкса: на moonboots, на доски для серфинга, на горные лыжи. Он понял как растущую силу молодежной и уличной культуры, так и силу брендинга — и соединил их вместе. Результат получился мощный: в бутики Chanel стали ходить не только бабушки, которые одевались там 50 лет, не только мамы, которые привыкли покупать там броскую бижутерию и деловые костюмы, но и дочери. Из дорогого исторического, но буржуазного и довольно скучного бренда Chanel вдруг сделалась мечтой всех девушек и просто таки super hot. И это, безусловно, определило модель развития прочих исторических марок на годы вперед.


Сегодня сила бренда Chanel такова, что его можно ставить на сумки из простого нейлона, и публика будет скупать их при полном ажиотаже. И в этом, конечно, заслуга прежде всего Карла Лагерфельда. Хотя у силы его личности и ведущей роли в истории Chanel есть своя оборотная стороны — совершенно непонятно, кто сможет твердо встать на его место и сохранить империю Chanel в целости и сохранности. И хотя Лагерфельд иногда производит впечатление скорее андроида, чем человека — настолько невероятным выглядит его работоспособность, но этот день неминуемо приближается, и “наследник Chanel” становится одной из главных тем фэшн-мира.

Бренды из статьи

Читать предыдущую статью
Корзина
Ваша корзина пуста
Воспользуйтесь каталогом или поиском для выбора товаров
Личный кабинет
  • ВходВход
  • РегистрацияРегистрация