• Главный винтажный магазин •
Вернуться

Как встретились две легенды

Соню Делоне и Коко Шанель связывали не просто отношения “кутюрье — клиент”, они были старыми и добрыми знакомыми, и в ту самую эпоху ар-деко, то есть между двумя мировыми войнами, принадлежали к одному кругу.

bf0dd3484f4040ad355480bc36062d07.jpg

Конечно, Соня Делоне была русской, — как половина парижской модернистско-абстракционистской тусовки эпохи ар-деко. Но даже если вы этого не знали, достаточно взглянуть на этот прекрасный кутюрный комплект Chanel, как сразу все становится понятно. Кто еще мог соединить в одном наряде широкие продольные полосы, декоративную тесьму, сложные переходы оттенков синего и оптические эффекты складок и узких белых продольных полос? Впрочем, цветовая сдержанность, свойственная этому наряду, скорее всего, от Габриэль Шанель, в чьих кутюрных мастерских он был создан в 1970 году. Вероятно, это она на примерках отговорила Соню от ее обычных сочетаний синего, красного, белого, желтого, черного и зеленого. Вкус Шанель был куда более строгим и выдержанным, чем у Сони. Зато Соня была не просто художницей, но настоящей звездой авангарда.

Соню Делоне и Коко Шанель связывали не просто отношения “кутюрье — клиент”, они были старыми и добрыми знакомыми, и в ту самую эпоху ар-деко, то есть между двумя мировыми войнами, принадлежали к одному кругу. В этом кругу было довольно много русских девушек — но, по большей части, они были тем, что принято называть “муза” — то есть подругами и женами поэтов, музыкантов и художников, хозяйками салонов, но не творцами. Такова была Эльза Триоле, младшая сестра Лили Брик и жена знаменитого поэта Луи Арагона (им обеим будет посвящать свои платья Ив Сен-Лоран), такова была Мизия Серт, жена художника Жозе Мария Серта, ближайшая подруга Шанель. Про Галу Дали, Надю Леже и Лидию Делекторскую можно даже не говорить.

3ec7a7c2da1caecfb3bb77d21a4e6b34.jpg
Коко Шанель со своим другом, танцором и хореографом, Сержем Лифарем

Мизия дружила, среди прочего, с Пикассо, Стравинским и Дягелевым, именно так Шанель сблизилась с ними и в результате сделала костюмы для дягелевского балета “Голубой экспресс”, декорации для которого сделал Пикассо, а со Стравинским завела роман. Она всегда стремилась быть полноправным членом парижской богемы, ей хотелось, чтобы ее воспринимали как творческую фигуру, а не просто как разбогатевшую модистку. Впрочем, ее талант был сугубо прикладного свойства, художницы из нее так и не получилось и опыт с дягелевским балетом так и не получил сколько-нибудь заметного продолжения.

a5e92e720dd69068213cbf4d9439d1fd.jpg
Соня Делоне в своей студии в Париже

Соня же была не просто женой известного художника Робера Делоне — она сама была не менее известной художницей. Родившаяся под Полтавой, выросшая в Петербурге, учившаяся в Париже, она стала одной из главных французских звезд абстрактной живописи — вместе с Александрой Экстер и Натальей Гончаровой. Они вместе с Робером разработали свой вариант абстрактной живописи — симультанизм, который знаменитый поэт и художественный критик Гийом Аполлинер назвал “орфизмом” и который был посвящен цветовой динамике и оптическим иллюзиям. При этом в ее картинах видны были сразу все ее русские корни — прежде всего, конечно, Кандинский, но и Малевич и даже Шагал.

08860db4e12add3e6db10e3849a0e772.jpg
Соня Делоне, 1925 год

Проведя вторую половину 10-х годов в Испании, Соня там познакомилась с Дягелевым и оформила его постановку “Клеопатры” на музыку Аренского. Но это было не единственным совпадением в профессиональной карьере Делоне и Шанель. Вернувшись в Париж в 1920 году, Соня несколько забросила живопись, страстно увлеклась дизайном всего, от предметов интерьера, панно до росписи автомобилей, и еще более страстно — модой. Она много занималась дизайном текстиля и делала ткани в том числе для Chanel, начала моделировать и шить одежду и даже в 1924 году открыла на Елисейских «Симультанистский бутик», где продавала свои платья. Свои любимые живописные мотивы — зигзаги, полосы, ромбы и знаменитые концентрические круги — она переносила на свои ткани и платья, которые в отношении кроя были, в сущности, незамысловаты. Однако она имела в 20-е громкий успех и ее “оптическое платье” в 1925 году даже появилось на обложке американского Vogue.

efbbdd44ccd7b18f307baa67da21b0e2.jpg
Модели в купальниках с принтом Сони Делоне

Впрочем, до успеха маленького черного платья Chanel, появившегося в то же самое время, ей было, конечно, далеко. И если в искусстве Шанель не могла составить никакой конкуренции Сони Делоне, ставшей в конце концов офицером ордена Почетного легиона и первой женщиной-художником, получившей персональную выставку в Лувре, то вот в моде все было как раз наоборот — тут Шанель была не то что генералом, а просто маршалом, и абсолютно вне конкуренции.

624d49721a3e08891c478386292e3300.jpg
Соня Делоне за работой

К тому времени, когда Шанель вернулась в моду после долгой жизни взаперти в Швейцарии, то есть к концу 50-х, Соня Делоне была уже заслуженным классиком искусства XX века, персонажем из учебника по истории авангарда и вообще живой легендой. Шанель же появилась в Париже с сомнительной репутацией чуть ли не коллаборционистки и вообще особы с мягко говоря неоднозначным прошлым. Но ей хватило буквально пары сезонов, чтобы тоже стать живой легендой и абсолютным классиком — только в моде. Они сохранили добрые отношения, Шанель обращалась к Соне по поводу принтов для своих тканей, Соня же заказывала у Шанель некоторые наряды.

abcdb3258b5b1600558ed9e7ecd0134e.jpg
Кутюрный комплект Chanel для Сони Делоне

Этот уникальный комплект, широкое платье и свободный жакет, особенно цене еще и тем, что был сшит в последние годы жизни Коко Шанель. Можно представить, как две эти легендарные дамы, которым было уже хорошо за 80 (Соня Делоне, кстати, пережила Шанель на 6 лет и умерла в 1979 году в 94 года), обсуждали цвет и принт ткани, крой и особенности фасона. И хотя любая кутюрная вещь Chanel — это настоящая ценность, но сочетание двух таких великих имен делает этот наряд haute couture еще более исключительным.

бренды из статьи

Автор: Елена Стафьева

31.08.2014

Поделиться с друзьями
Как встретились две легенды

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо