• Главный винтажный магазин •
Вернуться

Твидовый костюм Chanel: откуда такой успех

Вряд ли кто-то мог конкурировать с Шанель в умении чувствовать и понимать вызовы времени, создавать коды эпохи, выражать свое время. Приходить и все менять – причем так, что эти изменения не теряют смысл до сих пор.

b30b2fe64014b4491580dbdf5e9ac64f.jpg

В истории моды XX века были кутюрье куда талантливей Габриэль Шанель. Те, кто создавал уникальную эстетику – крой, силуэт, образ – например, великий Кристобаль Баленсиага, из которого вышла вся мода новейшего времени, или ее современницы-соперницы – изобретательница косого кроя Мадлен Вионе или создательница магических драпировок мадам Гре. Но вряд ли кто-то мог конкурировать с Шанель в умении чувствовать и понимать вызовы времени, создавать коды эпохи, выражать свое время. Приходить и все менять – причем так, что эти изменения не теряют смысл до сих пор. Как любит говорить Карл Лагерфельд: «Шанель придумала саму идею современности».

3a97c34c8d76cf0df8ba44c3657eea13.jpg
Коко Шанель в твидовом костюме

Идея эта состояла из простоты, «негламурных» материалов, традиционного мужского костюма, скрытой роскоши – того, что Шанель называла «poverty de luxe». Каждый из этих пунктов так или иначе связан с ее биографией, давно ставшей мифом в эстетике дома Chanel. В частности, все ее мужчины – Этьен Бальсан, Артур «Бой» Кейпл, великий князь Дмитрий Павлович, герцог Вестминстерский – так или иначе повлияли на ее вкус. Собственно, Шанель не раз говорила, что всегда брала вещи из гардеробов своих любовников, – отсюда ее страсть к мужской одежде. Она очень точно почувствовала – ничто так не подчеркивает женственность, как мужские вещи. Но именно с Хью Ричардом Артуром Гросвенором, вторым герцогом Вестминстерским связана особая история.

525c63437372f46ff0b666b503f21ddd.jpg
Шанель со своим другом близ Локмора

Есть ряд фотографии, седланных в шотландском поместье герцога возле Локмора, на которых Шанель одета в его твидовые пиджаки и кашемировые кардиганы – во время охоты, рыбалки, игры в крикет. Она открывает для себя классический гардероб английского джентльмена, где для каждого увлечения, будь то охота на лис или охота на кабана; для каждого вида спорта, будь то крикет, теннис или поло, есть свой вид одежды, своя униформа – из разной ткани и даже из разных разновидностей одной и той же ткани. Именно там она увидела все разнообразие твида, большая часть которого производилась как раз на шотландских мануфактурах, – и полюбила его навсегда. Также, как десятилетием ранее она полюбила джерси благодаря ее первому британскому мужчине, Бою Кейплу, – еще одну совсем не женскую и не гламурную ткань. Встреча с шотландским твидом была важнейшим моментом в ее профессиональной биографии – именно вокруг твида будет выстроена история жакета Шанель, который станет самым узнаваемым предметом одежды Chanel.

998af1cfbc0c210d62eb51d5a1f6a573.jpg
Коко Шанель в мужском пальто

Впервые жакет-кардиган появится в ее коллекциях именно в 1925 году, сразу после знакомства с герцогом. А в октябрьском номер американского Vogue за 1927-й год появится статья под названием «Шотландский твид – недавний крестник французских кутюрье», где про Шанель было написано, что в ее коллекциях среди простой, практичной и прекрасной одежды появилось модели из шотландского твида – сначала несколько вещей в весенней, а затем, уже больше, в осенней. Но главную свою роль твид сыграет в 1954 году, когда 70-летняя Шанель задумает вернуться в Париж и вновь займется кутюром. Именно твид станет основой ее нового стиля, простого и минималистичного, а именно, твидовый костюм «шанель» - прямая юбка и прямой жакет без воротника и лацканов.

f58a7e4be8bf5c1f7e3476d9a80ed041.jpg
Примерка

В твиде Шанель привлекала его традиционность и его практичность – он очень пластичен благодаря своему диагональному саржевому переплетению и рыхлой текстуре, он заметно легче сукна (по тем же причинам), он позволяет моделировать форму, мягко ложится по фигуре. Его можно сделать просто в елочку, можно – в клетку, можно создать пестрый меланж. Настоящий твид делают в Шотландии, немного в Ирландии и частично в Северной Англии. Название возникло от слова tweel, так шотландцы обозначали саржевое плетение, по крайней мере, именно эту версию изложил в своих мемуарах герцог Виндзорский, большой фанат твида (как его дед Эдуард VII и отец Георг V), – которое потом было соотнесено с рекой Твид, протекающей рядом с городом Хоик в области Скоттиш-Бордерс, где и находятся многие текстильные мануфактуры. Кроме того, важнейшая область производства твид – шотландский архипелаг Внешние Гебридские острова, большие – Харрис и Льюис (они соединены тонким перешейком), Северный и Южный Уист, Бенбекула и Барра, и множество мелких.

1bdae41433411baae6bfa23e6e790a0c.jpg
Модели в твидовых костюмах Chanel

Самая известная твидовая марка – это Harris Tweed, который изготавливается по традиционным технологиям, полностью вручную, и только жителями Внешних Гебридских островов Шотландии. Производство этого твида не меняется десятилетиями – эта традиционная технология, регулируемая специальным законом, как и некоторые другие традиционные ремесленные производства, – в 1993 году по этому поводу был принят специальный парламентский акт и создан специальный надзирающий орган Harris Tweed Authority. Сырую овечью шерсть – частью с материковых овец, частью с местных – промывают и окрашивают на твидовых мануфактурах, строго выдерживая пропорции окрашенных и неокрашенных волокон для каждого оттенка твида. То, что получилось, обрабатывают механическими зубчатыми колесами, чтобы получить максимально однородную смесь волокон, из которых дальше прядут нити – то есть шерсть чешут. На следующем этапе нужно намотать эту пряжу на бобины особым образом, и уже в этом виде отправить ее ткачам. Ткачи – это надомная работа, само твидовое полотно делается каждым ткачом у себя дома, на собственных станках – традиционных, не отличающихся принципиально от тех, что были в начале XIX века (а часто просто тех же самых), с ножным приводом. Готовая ткань отправляется обратно на фабрику, где в дело вступают штопальницы – они устраняют мелкие дефекты, затем помещают полотно в мыльный раствор с добавлением соды, чтобы убрать пыль, остатки животного жира и грязи, а потом отпаривают и гладят.

fef4146ac7a832e5e59e2fed0d72fad2.jpg
Коко Шанель в английском твидовом пальто

Именно из этого твида Harris Шанель делала первые образцы твидовых вещей в своих коллекциях конца 20-х -30-х годов. Она заказывала твид также у ирландцев Donegal Tweed. В 50-е, когда мода изменилась, формы стали мягче и обтекаемей, ей понадобился более рыхлый и легкий твид. Такого эффекта можно было добиться, если после замачивания еще влажную ткань отбить специальными деревянными колотушками.

bcc04c5097103f755f7a1239eb7bbf7c.jpg
Жакет Chanel, 1960-е годы, из коллекции жакетов Vintage Voyage

Современный твид отличается от винтажного разве что тем, что он более легок, потому что шерстяные волокна научились лучше отчищать – все прочее неизменно, и защищено законом.
Как и все люксовые дома, Chanel не очень любит раскрывать своих поставщиков, и мы узнаем о них чаще всего тогда, когда Chanel покупает очередную старую ремесленную компанию, как это было, например, пару лет назад с шотландским производителем кашемира Barrie Knitwear. Не называют имена своих знаменитых клиентов, конечно, и сами производители. Однако неофициально известно, что мягкий твид для жакетов Chanel делается в Карлайле у Linton Tweed – говорят, что это любимый твид Карла Лагерфельда. А также существует почти легенда про некую маленькую семейную компанию в Северной Англии, где на ферме выращивают овец и из их шерсти делают твид для Chanel, и в свое время туда приезжала сама Габриэль Шанель, чтобы проконтролировать весь процесс и быть уверенной в том, что она получит именно то, что ей нужно. В этой истории есть нечто маниакальное – именно это и делает ее правдивой, потому что известно, как Шанель была помешана на качестве и деталях. Как бы то ни было, но твид, более чем все прочие любимые ткани Шанель (джерси, хлопковое пике, парусина), стал главным символом дома Chanel и именно ее страстной любви к твиду мы обязаны тем, что носим его уже несколько десятилетий. И будем носить еще долго.

бренды из статьи

Автор: Елена Стафьева

23.09.2014

Поделиться с друзьями
Твидовый костюм Chanel: откуда такой успех

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо