Величие Пьера Бальмана и Pierre Balmain

5 октября 2017
Одри Хепберн, Симона и Барбара Мюлен в платьях Pierre Balmain, Christian Dior and Jean Patou. Ресторан Максим, Париж, 1959 год.Одри Хепберн, Симона и Барбара Мюлен в платьях Pierre Balmain, Christian Dior and Jean Patou. Ресторан Максим, Париж, 1959 год.
Мари в леопардовом костюме Pierre Balmain, 1954 год.Мари в леопардовом костюме Pierre Balmain, 1954 год.
Пьер Бальман и манекенщица на примерке, 1952 год.Пьер Бальман и манекенщица на примерке, 1952 год.
Бэкстейдж показа Pierre Balman, 1954 год.Бэкстейдж показа Pierre Balman, 1954 год.
Анн Сен Мари в Pierre Balman, 1955 год.Анн Сен Мари в Pierre Balman, 1955 год.
Одри Хепберн в платье Pierre Balmain и Мэл Феррер, 1954 год.Одри Хепберн в платье Pierre Balmain и Мэл Феррер, 1954 год.
Кутюрное платье Pierre Balman, 1960-е годы.Кутюрное платье Pierre Balman, 1960-е годы.
Кутюрное платье Pierre Balmain с драпировкой, 1969 год.Кутюрное платье Pierre Balmain с драпировкой, 1969 год.
Показ Pierre Balmain, 1965 год.Показ Pierre Balmain, 1965 год.

Идеальная парижская дама света в идеальном туалете в окружении идеального интерьера и с идеальным спутником – вот для кого делал свои вещи Пьер Бальман.

Принято считать, что Кристиан Диор изобрел свой new look с нуля, и до него была только мода 40-х годов: тяжелые пиджаки с широкими плечами, юбки-трапеции до колена, туфли на танкетке и стиль девушек зазу, который так ненавидел Диор. А потом пришел он — и смел все это одним волшебным движением руки, заменив девушек-зазу на женщин-цветов в пышных кринолинах до середины щиколотки и с пропорциями “песочные часы”. Над этим мифом отлично поработал дом Christian Dior.
Что же было на самом деле? Кристиан Диор и Пьер Бальман во время войны вместе работали у Люсьена Лелонга — в одном из знаменитых парижских кутюрных домов эпохи ар деко. Оба потом отмечали, многим ему обязаны, и оба примерно в одно и тоже время задумали от него уйти. Диор в своих мемуарах описывает, что они с Бальманом хотели вместе открыть новый парижский кутюрный дом, но Бальман сделал это первым — в 1945 году он основал Pierre Balmain. А Диор грустил и завидовал, о чем он тоже пишет в своих мемуарах. Легко можно предположить, что они обсуждали свою будущую работу и как-то делились идеями, но это тоже недостаточное объяснение.
Историческая правда в том, что новый силуэт буквально витал в воздухе послевоенной Европы. Было понятно, что после войны с ее лишениями и дефицитом всего, женщины захотят экстремальной женственности — и возникнет новая мода, решительно не похожая на военную. Более того, юбки-венчики и стянутая талия начали появляться в разных местах Европы независимо друг от друга. Например, выдающийся итальянский модельер и гениальная портниха Джермана Маручелли, которая практически создала полномасштабный итальянской кутюр (то есть альта моду), использовала в своих коллекциях этот силуэт еще до Диора. Ровно то же самое произошло и с Бальманом — скроенные по косой юбки, покатые плечи и корсеты появились у него даже раньше, чем у Диора. Заслуга Диора в том, что он сумел выстроить вокруг нового силуэта всю идентичность Christian Dior, а также сделать этот силуэт почти гротескным — с километрами ткани, с миллионом слоев нижних юбок, c богатым декором, со сложнейшей конструкцией из корсета, валиков и чуть ли не китового уса. То есть максимально декоративным и несколько архаичным, что и составило суть диоровских женщин-цветов.
Однако между бывшими коллегами Кристианом Диором и Пьером Бальманом была одна существенная разница — Бальман был лаконичней Диора. Его женственность была чуть менее экстремальной, чем у Диора. Он любил ясность и чистоту кроя, отделки и всего образа. Если Диор говорил, что все они, послевоенное парижское поколение, вышли из шинели Баленсиаги, то в Бальмане это ощущалось заметно больше, чем в самом Диоре.
Стиль Бальмана получил название Jolie Madame — как и его первые духи, которые на рубеже 40-х и 50-х сделала для него выдающийся парфюмер Жермен Селье, одна из первых женщин, прославившихся в этой профессии. Это стиль концентрированной и очень рафинированной элегантности, того, что принято сейчас называть “аристократизмом” (и что далеко не всегда связано с тем, что носили реальные аристократы). Идеальная парижская дама света в идеальном туалете в окружении идеального интерьера и с идеальным спутником — вот для кого делал свои вещи Пьер Бальман.
Женщина Диора всегда кокетлива, женщина Бальмана практически никогда. Есть знаменитая фотография Генри Кларка 1955 года, на которой головокружительно тонкая и также головокружительно красивая Анн Сен Мари в узкой юбке, в черном кейпе с маленьким капюшоном и черных перчатках — и вот это, кончено, квинтэссенция стиля Бальмана. Острая как скальпель элегантность и то, что мы сейчас назвали бы графичностью. Если вы видите на платье Pierre Balmain бант — как, например, на этом черно-белом кутюрном платье 60-х годов из жаккарда, — то этот бант, да и платье в целом, будут, скорее, напоминать графические листы Малевича, чем салонный кокетливый завиток.
Собственно, ка раз за безупречную и беспроигрышную женственность Pierre Balmain и любили знаменитые клиентки. Именно в его платье в 1954 году Одри Хэпберн выходила замуж на Мэла Феррера в швейцарском городишке Бёргенштоке — с юбкой-колоколом, широким поясом-лентой, рукавами-фонариками, наглухо застегнутом на груди с воротником стойкой — абсолютно безукоризненном подвенечном наряде, будто из палаты мер и весов. Бальман вместе с Марком Боаном, сменившим Ива Сен Лоран в Christian Dior, были любимыми кутюрье Элизабет Тейлор, которая ценила именно лаконичность их стиля.

За что все эти выдающиеся женщины любили Pierre Balmain, можно понять, глядя на уникальное корсетное черное вечернее платье 50-х годов из шелкового бархата с треном и отделкой корсажа из шелка. Воплощение того, что принято называть “парижским шиком”, оно при этом поражает невероятной рафинированностью всех деталей и их минимализмом. Ровно тот же эффект возникает, когда видишь темно-синее платье из шерстяного крепа из коллекции Vintage Voyage — обычное Кутюрное платье Pierre Balmain, то есть совершенно другое по назначению, оно выглядит точно так же головокружительно просто и изящно.

Кутюрное платье Pierre Balmain с драпировкой, 1969 год.

Эта сложноустроенная простота и благородность целого образа сохранялась в Pierre Balmain и после смерти самого Пьера Бальмана в 1982 году — и при его партнере и близком друге Эрике Мортинсене, и вплоть до Оскара де ла Ренты, который был арт-директором марки с 1993 по 2002 год и чей классический стиль вполне подходил Pierre Balmain. Все резко изменилось в 2005, когда туда пришел Кристоф Декарнаен и когда бренд, по слухам, стала консультировать Эммануэль Альт, тогда — директор моды парижского Vogue. Из классического и сдержанного он превратился в гламурный и избыточно декорированный — и все звезды стали ходить в его гусарских пиджаках и сложноскроенных джинсах. Но винтажный Pierre Balmain совершенно уникален и неповторим в своем совершенстве. Кроме того, вряд ли цены на современный Pierre Balmain когда-нибудь вырастут в той же пропорции, как выросли на винтажные в течении буквально последних 5 лет.

Бренды из статьи

Читать предыдущую статью
Корзина
Ваша корзина пуста
Воспользуйтесь каталогом или поиском для выбора товаров
Личный кабинет
  • ВходВход
  • РегистрацияРегистрация