• Главный винтажный магазин •
Вернуться

В чем величие Пьера Бальмана и Pierre Balmain

Идеальная парижская дама света в идеальном туалете в окружении идеального интерьера и с идеальным спутником — вот для кого делал свои вещи Пьер Бальман.

fdc9ade89e9fc72d9fc0b09c82208563.jpg
Сьюзи Паркер в платье Pierre Balmain, 1956, Париж. Фотограф Ричард Аведон.

Принято считать, что Кристиан Диор изобрел свой new look с нуля, и до него была только мода 40-х годов: тяжелые пиджаки с широкими плечами, юбки-трапеции до колена, туфли на танкетке и стиль девушек зазу, который так ненавидел Диор. А потом пришел он — и смел все это одним волшебным движением руки, заменив девушек-зазу на женщин-цветов в пышных кринолинах до середины щиколотки и с пропорциями “песочные часы”. Над этим мифом отлично поработал дом Christian Dior.

3d721a824f4fb6156a1df95412eadf54.jpg
Одри Хепберн, Симона и Барбара Мюлен в платьях Pierre Balmain, Christian Dior and Jean Patou. Ресторан Максим, Париж, 1959 год.

Что же было на самом деле? Кристиан Диор и Пьер Бальман во время войны вместе работали у Люсьена Лелонга — в одном из знаменитых парижских кутюрных домов эпохи ар деко. Оба потом отмечали, многим ему обязаны, и оба примерно в одно и тоже время задумали от него уйти. Диор в своих мемуарах описывает, что они с Бальманом хотели вместе открыть новый парижский кутюрный дом, но Бальман сделал это первым — в 1945 году он основал Pierre Balmain. А Диор грустил и завидовал, о чем он тоже пишет в своих мемуарах. Легко можно предположить, что они обсуждали свою будущую работу и как-то делились идеями, но это тоже недостаточное объяснение.

14646b2d9795bf14cb3e1efeb300cc81.jpg
Мари в леопардовом костюме Pierre Balmain, 1954 год.

Историческая правда в том, что новый силуэт буквально витал в воздухе послевоенной Европы. Было понятно, что после войны с ее лишениями и дефицитом всего, женщины захотят экстремальной женственности — и возникнет новая мода, решительно не похожая на военную. Более того, юбки-венчики и стянутая талия начали появляться в разных местах Европы независимо друг от друга. Например, выдающийся итальянский модельер и гениальная портниха Джермана Маручелли, которая практически создала полномасштабный итальянской кутюр (то есть альта моду), использовала в своих коллекциях этот силуэт еще до Диора. Ровно то же самое произошло и с Бальманом — скроенные по косой юбки, покатые плечи и корсеты появились у него даже раньше, чем у Диора. Заслуга Диора в том, что он сумел выстроить вокруг нового силуэта всю идентичность Christian Dior, а также сделать этот силуэт почти гротескным — с километрами ткани, с миллионом слоев нижних юбок, c богатым декором, со сложнейшей конструкцией из корсета, валиков и чуть ли не китового уса. То есть максимально декоративным и несколько архаичным, что и составило суть диоровских женщин-цветов.

41a302219e5c09be34d98a76d9dd0985.jpg
Пьер Бальман и манекенщица на примерке, 1952 год.

Однако между бывшими коллегами Кристианом Диором и Пьером Бальманом была одна существенная разница — Бальман был лаконичней Диора. Его женственность была чуть менее экстремальной, чем у Диора. Он любил ясность и чистоту кроя, отделки и всего образа. Если Диор говорил, что все они, послевоенное парижское поколение, вышли из шинели Баленсиаги, то в Бальмане это ощущалось заметно больше, чем в самом Диоре.

2e08c203e81deb227bebd6bfc9156105.jpg
Бэкстейдж показа Pierre Balman, 1954 год.

Стиль Бальмана получил название Jolie Madame — как и его первые духи, которые на рубеже 40-х и 50-х сделала для него выдающийся парфюмер Жермен Селье, одна из первых женщин, прославившихся в этой профессии. Это стиль концентрированной и очень рафинированной элегантности, того, что принято сейчас называть “аристократизмом” (и что далеко не всегда связано с тем, что носили реальные аристократы). Идеальная парижская дама света в идеальном туалете в окружении идеального интерьера и с идеальным спутником — вот для кого делал свои вещи Пьер Бальман.

81db71e158faf1196dff46859ab77925.jpg
Анн Сен Мари в Pierre Balman, 1955 год.

Женщина Диора всегда кокетлива, женщина Бальмана практически никогда. Есть знаменитая фотография Генри Кларка 1955 года, на которой головокружительно тонкая и также головокружительно красивая Анн Сен Мари в узкой юбке, в черном кейпе с маленьким капюшоном и черных перчатках — и вот это, кончено, квинтэссенция стиля Бальмана. Острая как скальпель элегантность и то, что мы сейчас назвали бы графичностью. Если вы видите на платье Pierre Balmain бант — как, например, на этом черно-белом кутюрном платье 60-х годов из жаккарда, — то этот бант, да и платье в целом, будут, скорее, напоминать графические листы Малевича, чем салонный кокетливый завиток.

15216f2525386bae417bb121c4afd5c5.jpg
Одри Хепберн в платье Pierre Balmain и Мэл Феррер, 1954 год.

Собственно, ка раз за безупречную и беспроигрышную женственность Pierre Balmain и любили знаменитые клиентки. Именно в его платье в 1954 году Одри Хэпберн выходила замуж на Мэла Феррера в швейцарском городишке Бёргенштоке — с юбкой-колоколом, широким поясом-лентой, рукавами-фонариками, наглухо застегнутом на груди с воротником стойкой — абсолютно безукоризненном подвенечном наряде, будто из палаты мер и весов. Бальман вместе с Марком Боаном, сменившим Ива Сен Лоран в Christian Dior, были любимыми кутюрье Элизабет Тейлор, которая ценила именно лаконичность их стиля.

c4c195e66de6686e730fc4c35e152a47.jpg
Кутюрное платье Pierre Balman, 1960-е годы.

За что все эти выдающиеся женщины любили Pierre Balmain, можно понять, глядя на уникальное корсетное черное вечернее платье 50-х годов из шелкового бархата с треном и отделкой корсажа из шелка. Воплощение того, что принято называть “парижским шиком”, оно при этом поражает невероятной рафинированностью всех деталей и их минимализмом. Ровно тот же эффект возникает, когда видишь темно-синее платье из шерстяного крепа из коллекции Vintage Voyage — обычное Кутюрное платье Pierre Balmain, то есть совершенно другое по назначению, оно выглядит точно так же головокружительно просто и изящно.

c8f1366310342ca12efc725b0d83ce34.jpg

Кутюрное платье Pierre Balmain с драпировкой, 1969 год.

Эта сложноустроенная простота и благородность целого образа сохранялась в Pierre Balmain и после смерти самого Пьера Бальмана в 1982 году — и при его партнере и близком друге Эрике Мортинсене, и вплоть до Оскара де ла Ренты, который был арт-директором марки с 1993 по 2002 год и чей классический стиль вполне подходил Pierre Balmain. Все резко изменилось в 2005, когда туда пришел Кристоф Декарнаен и когда бренд, по слухам, стала консультировать Эммануэль Альт, тогда — директор моды парижского Vogue. Из классического и сдержанного он превратился в гламурный и избыточно декорированный — и все звезды стали ходить в его гусарских пиджаках и сложноскроенных джинсах. Но винтажный Pierre Balmain совершенно уникален и неповторим в своем совершенстве. Кроме того, вряд ли цены на современный Pierre Balmain когда-нибудь вырастут в той же пропорции, как выросли на винтажные в течении буквально последних 5 лет.

93e83a2ef2901e02f0fa0d9df5ff472b.jpg
Показ Pierre Balmain, 1965 год.

бренды из статьи

Автор: Елена Стафьева

30.10.2015

Поделиться с друзьями
В чем величие Пьера Бальмана и Pierre Balmain

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо