История легендарного Дома Gripoix

15 марта 2014
Коко Шанель и Вердура, 1937 годКоко Шанель и Вердура, 1937 год
Иллюстрация журнала Vogue, 1937 годИллюстрация журнала Vogue, 1937 год
Кутюрные клипсы Chanel с кристаллами Gripoix, 1970-е годыКутюрные клипсы Chanel с кристаллами Gripoix, 1970-е годы
Кутюрное колье Chanel с кристаллами Gripoix, 1980-е годыКутюрное колье Chanel с кристаллами Gripoix, 1980-е годы
Брошь Chanel с разноцветными кристаллами GripoixБрошь Chanel с разноцветными кристаллами Gripoix

У мадам Грипуа заказывали бижутерию все, от Жанны Ланван до Жана Пиге, но, конечно, самый яркий роман случился у Gripoix с Габриэль Шанель.

У Ги де Мопассана есть знаменитый рассказ «Ожерелье» про то, как юная, прелестная, умная и хорошо образованная бесприданница, вынужденная выйти замуж за мелкого чиновника, томится и страдает от ограниченной и лишенной всякой утонченности жизни с мужем. И однажды, чтобы развлечь вечно грустную супругу, муж достает приглашение на бал и выдает ей 400 франков, отложенных на охотничье ружье, чтобы она могла заказать подходящее платье.

Но, когда платье готово, становится очевидно, что не хватает украшений, и в таком сиротском виде невозможно пойти на бал. И тут героиня отправляется к своей богатой подруге, с которой вместе воспитывалась в монастыре, и берет у нее на вечер бриллиантовое колье. Бал проходит прекрасно, на нее все обращают внимание, а по возвращение домой оказывается, что колье потерялось. Чтобы подруга ничего не заметила, приходиться купить новое, точно такое же, и год за годом отдавать огромные долги за него, все ниже опускаясь по социальной лестнице, чтобы окончательно превратится из мелких буржуа в бедняков. Через 10 лет постаревшая и подурневшая героиня встречает на Елисейских полях свою подругу, которая все так же молода, красива и богата, рассказывает ей всю историю с ожерельем и та, пораженная, говорит в ответ, что бриллианты были фальшивыми, – «Они стоили самое большое пятьсот франков».

Вся эта драматическая история связана, собственно, с тем, с чего начинался Maison Gripoix – с 1869 (по другим сведениям с 1868) Августина Грипуа, парижский мастер работ по стеклу, делала репродукции жемчужин и кристаллов, отливая стекло в самые разные формы и цвета и вставляя в самые замысловатые оправы. Она использовала технику pâte de verre – то есть «стеклянная паста» – при которой традиционно керамическая или гипсовая форма заполнялась разноцветной матовой стеклянной крошкой и специальными связующими веществами, запекалась в печи, и на выходе получались предметы причудливых оттенков. Только Августина делала свои кристаллы, заливая расплавленную стеклянную массу в пресс-формы, а не при помощи печи - и так добивалась результата поразительной чистоты цвета, прозрачности и блеска. Ее техника была просто создана для того, чтобы делать украшения, и у мадам Грипуа буквально отбоя не было от маркиз, графинь и княгинь, желавших сделать реплики своих драгоценностей как раз на случай кражи или потери, а также заказать оригинальные украшения к своему новому палантину, горжетке или боа. Собственно, это и была так называемая костюмная бижутерия, появившаяся во многом именно благодаря работе Maison Gripoix.

Но радикально прославилась Августина Грипуа в 1890-х годах, когда начала делать колье, в которых выступала на сцене Сара Бернар, а потом – костюмную бижутерию для первого дома высокой моды Шарля Фредерика Ворта. Позже к ней обратился главный кутюрье 10-х годов Поль Пуаре и она создавала для него замысловатую бижутерию в ориенталистском стиле, подходившую к его знаменитым восточным нарядам в эстетике первых дягилевских Русских сезонов.

Кутюрные клипсы Chanel с кристаллами Gripoix, 1970-е годы

Как раз к этому времени костюмная бижутерия получила самостоятельную ценность и больше не смешивалась с имитацией драгоценностей. Именно бижутерия лучше всего отвечала вкусам эмансипированных девушек, чья жизнь стремительно становилась все более свободной и динамичной. И когда в 20-е, уже при дочери Августины, Сюзанне Грипуа, их жизнь стала совсем стремительной, flapper girls с короткими стрижками и в коротких платьях предпочитали носиться в своих открытых машинах именно в бижутерии, а не в бриллиантах. В это время у мадам Грипуа заказывали бижутерию все, от Жанны Ланван до Жана Пиге, но, конечно, самый яркий роман случился у Gripoix с Габриэль Шанель.

Как известно, именно Шанель, любившая крупные украшения с большими камнями, сделала бижутерию супермодной. Шанель пришла к Сюзанне Грипуа с репродукциями византийских украшений и попросила сделать вещи в таком же стиле – «Пусть все думают, что это не новые украшения, а найденные где-нибудь на раскопках на улице Камбон». В результате она осталась так довольна исполнением своего заказа, что несколько десятилетий оставалась верной клиенткой Gripoix. Так возник знаменитый византийский стиль украшений Chanel – с золотыми мальтийскими крестами в крупных разноцветных камнях, с парными браслетами с кабошонами, с массивными брошами – ставший также частью эстетики Gripoix.

Кутюрное колье Chanel с кристаллами Gripoix, 1980-е годы

Шанель нравилось соединять в одном ожерелье, например, натуральные и фальшивые жемчужины, и эти фальшивые жемчужины Gripoix изготавливали для нее так, что их невозможно было отличить от натуральных. Для Шанель Сюзанна Грипуа также делала из стекла специальные жемчужины неправильной формы, имитировавшие барочный жемчуг, которые в ее мастерских эмальеры покрывали перламутром, добиваясь мягкого сияния натурального жемчуга.

Как и все главные парижские поставщики домов от кутюр, Gripoix работали для многих - Cristobal Balenciaga, Pierre Balmain, Christian Dior, Yves Saint Laurent, и даже впоследствии для Christian Lacroix и Marc Jacobs. Но, конечно, сотрудничество с Chanel было одним из самых ярких – и для Chanel, и для Gripoix.

Брошь Chanel с разноцветными кристаллами Gripoix

Сегодня Gripoix уже перестали быть семейной компанией, но по-прежнему делают украшения, стиль которых заметно изменился в последние несколько лет – стал проще, графичней, и даже минималистичней. Однако в 2011 году, например, они выпустили совместную коллекцию с Катрин Баба, знаменитой парижской стилисткой и звездой стритстайл блогов, - именно в стиле ар-нуво и нео-романтизма. И сегодня в ателье Gripoix стараются сохранять традиционные техники формовки, эмали и пр. Они используют особый медный сплав, который поставляет компания Art Metal, такая же старая как и Gripoix, и формула этого сплава держится в секрете. Из него – после того как плавят, волочат и всячески скручивают – получаются формы, которые запаиваются с использованием латунной пудры, редкой сегодня техники, и дальше покрываются позолотой в соседней мастерской.

Но, конечно, исторические украшения, сделанные Gripoix – и особенно для Chanel – это предмет настоящего культа. Их коллекционируют, за ними охотятся, их продают на аукционах, и цены на них растут в последнее время с космической скоростью.

Бренды из статьи

Читать предыдущую статью
Корзина
Ваша корзина пуста
Воспользуйтесь каталогом или поиском для выбора товаров
Личный кабинет
  • ВходВход
  • РегистрацияРегистрация