История мехов Дома Christian Dior
Конечно, дом моды Christian Dior делал что-то из меха и в те времена, когда гасконец Фредерик Касте возглавлял отдел женского костюма, но настоящий расцвет этого жанра произошел когда он возглавил меховое подразделение Дома.
Конечно, дом моды Christian Dior делал что-то из меха и в те времена, когда гасконец Фредерик Касте возглавлял отдел женского костюма (а работать у Диора он начал в 24 года, в 1953 году, уже успев поработать до этого у Баленсиаги), но настоящий расцвет этого жанра произошел тогда, когда он возглавил меховое подразделение Christian Dior. И не просто возглавил – он создал отдел меха, как haute couture, так и prêt-à-porter. Это произошло в 1968-м году, и с тех пор мех Dior неизменно становился все популярнее и популярнее.
Касте – наряду с сестрами Фенди, например, – был тем, кто ввел моду на всяческую меховую акробатику. Он безжалостно стриг, выщипывал, красил и резал любой мех. По воспоминаниям современников, ему ничего не стоили перекрасить шиншиллу в голубой цвет, а соболя в зеленый. Это были те баснословные времена, когда можно было использовать мех самых редких животный – леопарда или пантеры, оцелота и чуть ли не тигра – и сделать, например, такую вопиющую вещь, как каракулевое пальто на подкладе из леопарда. Слава Касте росла год от года, но пика своего она достигла в 80-е – вместе с трендом на цветной и вообще всячески обработанный мех. Именно тогда в салонах на втором этаже особняка Dior на авеню Монтень он начал устраивать свои легендарные показы, на которые публика ломилась так же как на показы основных коллекций Dior. Мех демонстрировали танцовщицы, а режиссировали шоу Норбер Шмидт, который танцевал в трупе Бежара, и знаменитый постановщик дефиле haute couture Бернар Трю.
То, что Касте делал в 80-е, можно описать словосочетанием «разнузданный гламур» – например, он представлял коллекцию «витражей из норки», посвященную знаменитым витражным окнам Руанского собора, или «картины из норки», посвященные четырем стихиям – земле, воде, огню и воздуху и их изображению у символистов. Именно тогда он сделал знаменитую белую норковую шубу с огромным отпечатком губ Софи Лорен на спине. Касте вообще вовсю использовал инструменты современного маркетинга – тех же звезд, например, - приглашая их на свои показы и постоянно появляясь в их обществе. Причем самых разных звезд, от Мирей Матье, Софии Лорен и Элизабет Тейлор до Сильви Вартан и совсем юной Джоди Фостер. 80-е – это было время показной роскоши, откровенного прямолинейного гламура, power women и общей стилистики избыточности, в которую Касте вписывался идеально. Это десятилетие стало прямо таки торжеством меха Dior, когда клиентки просто валом валили за шубами, стоившими почти как парижские апартаменты. И эта сумасшедшая популярность была полностью заслугой Фредерика Касте.
У Касте был заключен контракт еще с Марселем Буссаком, первым владельцем Christian Dior, согласно которому он получал пожизненные роялти со всего меха Dior, кем бы он ни был сделан. Этот феноменальный контракт превратил Касте в очень состоятельного человека – и внушил ему избыточную самоуверенность. Но вот в конце 80-х в компанию пришел новый генеральный директор Беатрис Бонжибо, которая начала проводить политику сокращения расходов, да и вообще общий финансовый климат изменился, уже ощущались грядущие 90-е с их минимализмом и рецессией. Новый генеральный директор решила сократить расходы на показы, и Касте это коснулось непосредственно. Будучи натурой эмоциональной и нетерпимой, Касте никак не хотел мириться с изменившейся ситуацией, решил нанести ответный удар Бонжибо и задумал интригу. К этому времени Christian Dior уже принадлежал Бернару Арно, и Касте на репетицию своего дефиле, проходившую в присутствии Арно, позвал несколько журналистов, никого об этом не предупредив. В конце показа он встал перед Бернаром Арно, достал заранее заготовленную бумагу и зачитал свою петицию, где были изложены все его претензии к текущему руководству Dior. А журналисты, разумеется, все это записали. Говорят, Бернар Арно просто побелел от бешенства, а все сотрудники дома лишились дара речи. В результате этого демарша, Касте уволили практически в 24 часа, причем без всякой компенсации, а его легендарный контракт был оспорен в суде и признан недействительным.
Потом Фредерик Касте организовал меховое производство под собственным именем и даже как-то продвинулся в этом, открыл бутик рядом с Елисейскими полями, на rue Pierre Charron, а в Корее, например, у него была чуть ли не сотня магазинов, но такой бешеной славы, как в Dior, он уже больше не имел никогда, вплоть до своей смерти в июне 2011 в возрасте 81 года. Кстати, официальное сообщение о его кончине было опубликовано в «Фигаро» за подписью Сидни Толедано, генерального директора Christian Dior haute couture, – и в этом некрологе он был назван одним из самых выдающихся творцов дома Dior и вообще отмечен всеми самыми превосходными и подобающими случаю эпитетами. Так, после своей смерти, Фредерик Касте примирился с Christian Dior.
Эта винтажное норковое манто, сделанное по традиционной технологии «в роспуск» – когда шкурка раскраивается на тоненькие ленточки, а потом все сшивается как было, чтобы сделать мех максимально подвижным и струящимся – замечательный образец стиля Касте эпохи его расцвета. Изящно имитирующее муаровые переливы от карамельного к коричневому, оно достаточно оригинально и, вместе с тем, вполне современно. Это, конечно, не такая культовая вещь, как белая норка с губами Софии Лорен, но зато в ней можно ходить по улице, а вот в губах – вряд ли. Благодаря своей спокойной гамме она отлично смотрится с чем угодно, от супермодных сейчас тяжелых панковских ботинок с пряжками, шипами, заклепками и цепями как у Chanel и Saint Laurent Paris до высоких сапог на толстой подошве. Главное – избегать слишком буквального цитирования винтажных образов и не надевать ее с каблуками, иначе получится несовременно и скучно. Манто достаточно просторное, что отлично вписывается в один из главных трендов этой зимы на свободные, объемные вещи, и на высоких и худых будет смотреться как свингер. Вообще же получить меховую вещь, сделанную Фредериком Касте, это практически так же круто, как получить платье, сделанное самим Кристианом Диором.